Главная О сайте NRM и др. Разные табы Разное


Табуляции: как их читать (на примерах NRM)

Табулатура (от лат. tabula - доска, таблица) - один из способов записи нот для струнных инструментов (в т.ч. и гитары). Способ этот отнюдь не новый, так записывали ноты в Европе еще в 14 веке. Итак, начнем с самого простого. clean guitar e|-------------------------3--------------------------3- b|-------3--------1--------3--------5--------1------5--- G|-----3--------2--------5--------3--------2------5----- "Прастора" D|---5--------3--------5--------5--------3------5------- (Dom kultury) A|-5--------3--------3--------5--------3---------------- E|------------------------------------------------------ Gm F C2 Gm F C Шесть горизонтальных линий - это шесть струн гитары: от "e" (первая струна, самая тонкая) до "E" (шестая, самая толстая). Арабские цифры на этих линиях показывают какой надо зажимать лад на соответствующей струне. Думаю, это всем понятно. Чтобы закончить с этим примером, скажу еще вот что. "Clean guitar" означает, что это играется на "чистой" (clean) гитаре, т.е. без примочек (дистошн и др.). И во-вторых, внизу я указал аккорды, соответствующие табулатуре. Иногда для экономии места и, главным образом, для удобства чтения некоторые струны на табах не рисуются, т.к. на них не играются никакие ноты. G|--------------------- D|--------------------- Дзе тое слова? A|----------7-5-------- (Акустычныя канцэрты) E|-0--3--5-------7-6-5- Или вообще: e|-12--10-8-10---10-10-10-10-8-8-8-8-7--7- Трактар (Акустычныя канцэрты) Ну, а теперь самое интересное…

Гитарные приемы и их обозначения

1. Palm mute (заглушение ладонью)

- самый распространенный прием игры на электрогитаре в стилях heavy metal, punk, grunge и т.п. Он заключается в приглушении звуков ребром ладони правой руки у самой подставки гитары. При применении примочки получается легко узнаваемый "мясистый" звук. На аккустической гитаре данный прием практически не используется. Обозначается буквами pm и точками. G|-5-5-5-5-5--3-- D|-5-5-5-5-5--3-- Сакрэт сусьветнага сьвятла A|-3-3-3-3-3--1-- (Dom kultury) E|--------------- pm . . . . . Точки ставятся под теми нотами (или аккордами), которые надо глушить.

2. Harmonic (флажолет).

NRM использует обычно натуральные флажолеты - от открытой струны. Кончиком пальца левой руки легко касаемся струны точно над 12-м ладом и бьем по этой струне медиатором. В результате получаем характерный звук флажолета. Обозначается Harm, которое ставится под нотой, которая должна звучать флажолетом. e|-10h12p10------------------------------------ b|----------10----10-------14h15p13--12h13p12-- G|--------------------------------------------- D|-------------12------------------------------ Harm 3. Следующие два приема тесно связаны, поэтому рассматривать их будем вместе.

3.1. Hammer-on (хаммер-он, так и будет).

Обозначается h между двух нот. Рассмотрим простейший пример. A|-3h4- E|----- Зажимаем указательным пальцем 3-й лад и бьём по струне медиатором. Затем средним пальцем резко зажимаем (практически бьем) по 4-му ладу. Все просто.

3.2. Pull-off (срыв).

Обозначается p между двух нот. A|-4p3- E|----- Действие, обратное хаммер-ону. Средний палец на 4-й лад, указательный на 3-ем. Все готово, поехали. Бьем медиатором по струне. Затем снимаем средний палец таким образом, чтобы его подушечка зацепилась за струну. Данный прием требует тренировки, т.к. может оказаться достаточно сложным для начинающего гитариста. С помощью хаммер-она и пулл-оффа и достигается невероятная скорость в гитарных соло. e|-----------------------12h15p12-| Бывай b|-15-13-12h13p12-10h12-----------| (Акустычныя канцерты) G|--------------------------------|

4. Slide (слайд, от англ. "скользить", иногда называют "глиссандо").

Обозначается sl между двух нот. Простейший пример: sl A|--3--4-- Палец левой руки скользит с 3-го лада на 4-й, причем по струне бьем только один раз, когда палец на левом ладу. У NRM бывают соло со слайдером. Это металлическая (или стеклянная) трубочка, которая надевается на указательный или средний палец левой руки, которой и водят по грифу гитары. Сола (са слайдэрам): sl e|----------------------------15-15-15-15-15--16-------------------| Бацька b|-----sl------------17-17-17--------------------17-17-17-17-17-17-|(Акустычныя G|-(15)--16-16-16-16-----------------------------------------------| канцэрты) D|-----------------------------------------------------------------| A|-----------------------------------------------------------------| E|-----------------------------------------------------------------| sl sl Слайды бывают восходящие (3--4) и низходящие (4--3).

5. Bend (бенд, подтяжка).

Данный прием особенно часто употребляется в блюзовой гитаре. Он заключается в подтягивании струны по грифу вверх или вниз (поперек грифа) таким образом, что звук повышается на полтона и выше. Бывает, что бенд выполняется двумя или даже тремя пальцами. Это зависит от силы натяжения струн. Чем она больше, тем сложнее выполнить бенд. Упрощенно бенд обозначается b между двух нот. A|--10b12-- Играется нота на 10-м ладу, а следующая получается Подтяжкой предыдущей. A|--(10)b12-- Играется одна (!) нота, которая звучит как струна А на 12-м ладу, но получается она подтяжкой с 10-го лада. Пример бенда: e|------------------------------------------------------- Прастора b|-------10-------10--10h13p10----10--------10h13p10----- (Dom kultury) G|-12b14----12b14--------------12-----12b14--------------

6. Tremolo (тремоло, оно же вибрато, оно же сустэйн).

Обозначается ~ после ноты. Сейчас будем разбираться. Прием заключается в раскачивании кисти левой руки, зажимающей струну. В результате звук изменяется в пределах примерно четверти тона. Этот прием называют тремоло, если надо продлить звучание ноты. Это можно делать так, как описано выше, либо при помощи специального механического устройства на гитаре (на сленге гитаристов "машинка"), которое позволяет понижать или повышать звук в больших пределах. Электронная приставка (примочка) к гитаре, позволяющая достигать тех же результатов, называется сустейн. Прием называют вибрато, если хотят подчеркнуть звучание определенной ноты. e|-sl-------(9)b10-(9)b10-8--------------- b|---8-11-8-----------------11p8-11-8----- G|------------------------------------10~- Ну, на этом закончим. Существуют и другие гитарные приемы, но они встречаются гораздо реже, чем вышеперечисленные, поэтому их рассмотрим в другой раз.
Hosted by uCoz